Немного нетипичный для меня пост, но я решил разобраться в давно интересующей меня теме. В Туле появилось огромное количество жилых комплексов, новостроек и прочих строительных площадок на которых работают грузоподъёмные башенные краны. Может кто-то знает как они собираются, может кому-то не интересно, но я всегда хотел узнать, как их собирают и как на них работают люди.
Сборка башенного крана
Как оказалось, кран собирает сам себя. Весь процесс начинается на земле. Его основание устанавливают либо на рельсы, либо заливают бетонный постамент в земле. Общий вес основания, примерно 130 тонн, почти столько же, сколько весит синий кит.
Любой башенный кран состоит из следующих частей:
- башня;
- рабочая стрела;
- опорная часть;
- опорно-поворотное устройство;
- кабина управления.
Стрелу и кабину устанавливают автокранами. Их высоты подъема достаточно. Далее, с помощью четырех гидравлических подъемников кабину и стрелу медленно, сантиметр за сантиметром поднимают, между ними и башней образуется свободное пространство. Крановщик поднимает следующую секцию башни, и рабочие ставят ее под верхним подъемником.
Снова включаются подъемники, приподнимают секции вместе со стрелой, на место встает еще одна часть башни. Так продолжается, пока не соберут весь кран. Вот небольшой таймлапс, в котором видно как поднимают кабину, как прогинается стрела и как вставляют следующую секцию.
Почему краны не складываются от веса?
Секрет прочности секций башни заключается в методе сборки. Сварные швы означают, что ни ветер, ни дождь не проникнут в конструкцию, результат – низкое аэродинамическое сопротивление, минимальная коррозия.
Диагонали пересекаются с вертикальными стойками в центре каждой квадратной секции башни, а значит, точки силы проходят с верху до низу конструкции, придавая ей невероятную прочность.
Чтобы кран не упал от ветра, его также крепят специальными расчалками к строящемуся зданию через определенные промежутки по высоте.
Сколько получает крановщик?
Я перечитал множество сайтов и перелопатил множество вакансий и узнал, что всего существует 5 разрядов машиниста башенного крана: с 2-го по 6-й. Профессионалы 5-6-х разрядов имеют заработную плату больше, чем машинисты 2-3-х категорий.
Заработная плата зависит именно от разряда и варьируется от 25 до 100 тысяч рублей.
Работа на высоте
Кому-то может показаться весьма странным такой выбор карьеры: всегда работать в полном одиночестве, время тянется медленно, в тесном пространстве, и можно сойти с ума, если тебе срочно понадобилось в туалет.
Рабочий день на нормальном кране, на нормальном объекте редко длится 8 часов, в основном 12. Кабина крановщика чаще всего находится в 70 метрах от земли, это примерно 19 этаж, но бывает и выше, ведь с каждым годом дома строят все выше! Крановщик поднимается в кабину дважды: утром и после обеда. Весь путь - по обычной лестнице. Никаких лифтов и страховки! Занимает 30 минут. Но иногда бывает, что с утра залез-вечером слез, это уж как повезет.
В кабине зимой тепло, нету обледенело-запотевших стекол. Машинисты сидят в шортах и тапках. Летом жарко, но кондиционеров нет. Небольшая тонировка стекол помогает.
Некоторые крановщики ставят в кабине радио, планшеты, устанавливают турники. Устаешь целый день сидеть, а так хоть размяться можно. Зарядку делают, приседают. В туалет ходят в основном в бутылки с большим горлышком или во время дождя)) Шутка.
Профессиональная болезнь - насморк, из-за сквозняка. На высоте очень сильный ветер, который раскачивает кран с амплитудой примерно в метр. Работать нельзя уже при порывах ветра до 15 м/с. В интернете много видео, как краны “танцуют” при ураганах и сильном ветре. Бывали и печальные случаи.
Мой интерес
Вопрос с башенным краном и работой крановщиков мучал меня долгие годы, но все время забывал об этом погуглить. Недавно я записал себе напоминание посмотреть о кранах, а теперь пишу целую статью, вдруг кому-то также интересно. Старался описать самое важное.
Подписывайтесь на Telegram канал и страницу во ВКонтакте! Свои комментарии, замечания и предложения пишите мне. Все контакты на странице обо мне.