Некоторые могут подумать, что я критикую TON Foundation за их работу. Это не совсем так.
Крипто-фаундейшены обычно отвечают за рост и развитие комьюнити, выделяют гранты на исследования, разработки и внедрение новых технологий. Финансируют апдейты, хардфорки и всяческие улучшения по безопасности сети. Если обратиться к информации на ton.foundation, то так оно и есть. TON Foundation — некоммерческая организация, финансируемая за счёт средств сообщества и помогающая достигать цели (популяризации web3 внутри Telegram).
Как известно, более 70% эмиссии TON непублично принадлежит Telegram. Деньги в фонд поступили более двух лет назад от первых майнеров, что означает, что TON Foundation финансируется Telegram. Именно поэтому TON постепенно интегрируется в Telegram. Даже TON Core, работающий вроде бы независимо, получают заработную плату от TON Foundation, то есть от Telegram.
В ноябре 2022 года президент TON Foundation заявил: «Наша цель — чтобы через три года блокчейн TON и его экосистема функционировали без TON Foundation». На данный момент фонд занимается листингами, маркетингом, партнёрствами, привлечением ликвидности, проведением хакатонов и другими задачами. Но что будет, если фонда не станет?
Во-первых, TON Foundation владеет более 70% валидаторов и, несмотря на некоммерческий статус, хорошо зарабатывает на комиссии сети. Схожая практика наблюдается в сети TRON, где прибыль фонда направляется на дальнейшее развитие сети. Если убрать валидаторы TON Foundation, производительность блокчейна может значительно снизиться и он станет работать в разы медленнее (казалось бы куда еще).
Во-вторых, кто будет платить разработчикам TON Core и на какие средства они будут встречаться на крыше Palm Tower в Дубае? Может показаться, что экосистема справилась бы и без них, ведь код открыт, и любой желающий может предложить правки на GitHub. Однако ключевые решения принимаются Анатолием Макосовым и Кириллом Емельяненко. Они параноидально относятся к ревью смарт-контрактов и их тестированию и никого не подпустят к коду (об этом Толя рассказал на интервью со мной).
Таким образом, без TON Foundation, похоже, обойтись не удастся — всегда должен быть кто-то, кто смотрит в будущее и развивает сеть. Вопрос лишь в том, кто это делает в экосистеме: Telegram или сотрудники TON Foundation?
Кстати, в истории криптовалют есть пример, когда сообщество Cardano запустило петицию с призывом к руководству фонда добровольно подать в отставку, и в итоге руководство сменилось.
На мой взгляд, TON нужен только для того, чтобы Telegram мог зарабатывать на продаже номеров, юзернеймов, звёздочек, рекламы и других услуг, а TON Foundation как организация, нужна чтобы заключать договора и партнерства как третье лицо. Иначе, как объяснить то, что Telegram продаёт TON на внебиржевом рынке (OTC), а не направляет средства в TON Foundation для развития сети? Да и первые разлоки проданных TON начнутся именно в 2025 году, ровно через 3 года после фразы президента TON Foundation, с которой начался этот пост.
Подписывайтесь на Telegram канал и страницу во ВКонтакте! Свои комментарии, замечания и предложения пишите мне. Все контакты на странице обо мне.